Антропологические (этнографические) подходы к изучению мусульманских сообществ: теория и практика

Faisal K. (Jawaharlal Nehru University, New Delhi) Mistaken Textuality: Anthropology's challenge in approaching Muslim societies

Абдулагатов З. М. (Институт истории, археологии, этнографии Дагестанского научного центра РАН, Махачкала) Дагестанский  мусульманин: особенности адаптации в сфере экономической деятельности

Вилковски Дина (Центр современного востоковедения, Берлин, Германия) Ислам в пост-советском Казахстане: в поисках новых представлений.

Калишевска Ивона (Польша) Антропологический подход к изучению ‘повседневного ислама’ на примере Дагестана

Карпов Г. А. (Институт Африки РАН, Москва) Специфика британской этнической статистики при изучении мусульманских общин Великобритании второй половины XX в.

Кейани Мохсен (Университет Бирмингема, Великобритания) Кочевая архитектура Белуджистана  

Колесов В. И. (Государственный историко-археологический музей-заповедник имени Е.Д. Фелицына, Краснодар) Этнографическое наблюдение погребального обряда мусульман (на примере месхетинских турок Ростовской области)

Кузнецова-Моренко И. Б. (Центр перспективных экономических исследований АН РТ)Социальный капитал и благотворительность в контексте мусульманских практик (на примере Республики
Татарстан)

Лозанова Г. К. (Институт этнологии и фольклористики с этнографическим музеем, София) Добровольная и обязательная милостыня (садака и закят): понятие и практика болгарских мусульман (помаков)

Лоу Мария (Университет Аархуса, Дания) Антропологические подходы к изучению суфизма

Мадаева Ш. А. (Национальный университет, Ташкент) Формирование  религиозной идентичности традиционного общества Узбекистана: исторический аспект

Макаров Д. В. (Исламский институт им. Х. Фаезханова, Нижний Новгород) Этнографические методы в изучении ислама в Российской федерации в советский период (на опыте работы по серии энциклопедических словарей «Ислам в Российской Федерации»)

Миков Л. П. (Институт этнологии и фольклористики с этнографическим музеем, София) Институция джем у гетеродоксных мусульман в Болгарии

Рощин М. Ю. (ИВ РАН, Москва) Традиционное  мусульманское  воспитание и образование (элементы методики и этнографические аспекты)

Сагитова Л. В.  (Институт Истории им. Ш. Марджани, Казань) «Старый»  и «новый» ислам: социологические  основания дифференциации  (Кейс-стади: село Средняя Елюзань)

Сафаров М. А. (школа № 1320, Россия, Москва) Использование устного нарратива при изучении истории мусульманской общины  Москвы советского периода

Селезнева И. А. (Российский институт культурологии АН, Омск),  Селезнев А. Г.  (Институт археологии и этнографии Сибирского отделения РАН, Омск) Тест на ислам: этнографическое изучение религиозной традиции на современном этапе (на примере сельских поселений тоболо-иртышских татар)

Солодова Г. С. (Институт философии и права Сибирского отделения РАН, Новосибирск) О социальности ислама.

Сызранов А. В. (Астраханский государственный университет, Астрахань) Души и духи в традициях «народного» ислама тюрков нижней Волги (по материалам экспедиций)

Тома Надя (Университет Людвига-Максимилиана, Германия) Откликаясь на Аллаха: исламские идентичности в Европе.

Ходжаева Е. А. (Государственный технический университет, Казань) Мусульманская молодежь – изменить или понять?

Хуснуллина А. А. (Государственный университет культуры и искусств, Казань) Телесные практики в коптской культуре

Хуцишвили К., (Тбилисский государственный университет, Тбилиси), Орден Накшбандиййа в Грузии: теология и практика.

Ягафова Е. А. (Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара) Между «язычеством» и исламом: особенности религиозно-обрядовой культуры «чувашей-мусульман».

 

Описание секции

На секции предполагается обсудить проблемы изучения ислама, особенно его региональные проявления, методами антропологии и этнографии (этнологии). Важность такого рода исследований связана с одной стороны, с ростом интереса к исламу на местах, у простых людей, с другой стороны – необходимостью изучения реальных форм бытования и представлений об исламе в разных регионах мусульманского мира. Кроме того, антропологические/этнографические методы изучения ислама позволяют выявить и поставить перед исследователями и обществом в целом те проблемы, которые, как правило, остаются за пределами сферы интересов классического исламоведения, но являются актуальными и, в конечном итоге, могут дать импульс для новых направлений научного поиска. В ходе работы секции будут решаться следующие цели и задачи: обсуждение теоретических аспектов, практических приемов и результатов конкретных исследований, обмен опытом, научная дискуссия, установление контактов 

Модераторы секции: И.А. Селезнева (Сибирский филиал Российского института культурологии, Омск, Россия) и А.Г. Селезнев (Омский филиал Института археологии и этнографии СО РАН, Омск, Россия)