"Лев Снегирев. Живопись. Графика".

4  марта 2011 года в залах «Государственного музея Востока» (Никитский бульвар, 12-А) в 16:00 состоится открытие выставки «Лев Снегирев. Живопись. Графика».

Лев Сергеевич Снегирев родился в  27 марта 1931 года в городе Маргилан Ферганской области Узбекистана.

1949 г. – поступает в Московское художественное училище «Памяти 1905 года».

1951 - 1955 гг. проходит службу на флоте.

С 1957 г. участвует в выставках внутри страны и за рубежом.

1964 г. –  возвращается из Москвы в Маргилан.

1980 г. – первая персональная выставка в ташкентском театре Ильхом.

1991 г. – покидает Узбекистан.

В настоящее время Лев Снегирев проживает в городе Нелидово Тверской области.

Член Московского союза художников, является участником многочисленных выставок в России, Узбекистане и за рубежом. Его работы находятся в Государственном музее искусств имени И. В. Савицкого (Нукус); в Дирекции художественных выставок Академии художеств (Ташкент); в Областном краеведческом музее (Фергана); в Музее истории (Маргилан); в Областном краеведческом музее (Коканд); в Областной картинной галерее (Тверь); в музеях и частных собраниях США, Франции, Германии, Бразилии, Японии, Южной Кореи.

Лев Снегирев - художник самобытного таланта. Один из тех, кого принято называть шестидесятниками. Работы Снегирева насыщены глубоким смыслом, особым, напряженным ощущением бытия. В своем творчестве художник сумел отразить перипетии времени, по-своему, чутко воспринимая действительность.

В годы обучения в московском училище Памяти 1905 года Снегирев тесно общается с художниками Дмитрием Плавинским, Анатолием Зверевым, Алексеем Тяпушкиным, братьями Никоновыми и др. Влияние московской школы 1960-х на искусство Снегирева особенно ярко проявляется в его живописных произведениях: холстах и досках, насыщенных глубоким смыслом, в большинстве своем трагичных по содержанию.

В течение долгих лет Снегирев живет в Маргилане. Здесь появляются  самые значительные живописные работы, многочисленные акварели, наброски тушью. В живописи и графике художник проявляет себя по-разному. Разнятся сюжеты, внутренняя динамика работ.

В годы обучения в московском училище Памяти 1905 года Снегирев тесно общается с художниками Дмитрием Плавинским, Анатолием Зверевым, Алексеем Тяпушкиным, братьями Никоновыми и др. Влияние московской школы 1960-х на искусство Снегирева особенно ярко проявляется в его живописных произведениях: холстах и досках, насыщенных глубоким смыслом, в большинстве своем трагичных по содержанию.

В течение долгих лет Снегирев живет в Маргилане. Здесь появляются  самые значительные живописные работы, многочисленные акварели, наброски тушью. В живописи и графике художник проявляет себя по-разному. Разнятся сюжеты, внутренняя динамика работ.

В живописи Снегирев применяет оригинальную смешанную технику: масло соединяет с темперой, иногда для фактурности добавляет тюль или даже цемент. Сдержанные по цвету, почти монохромные работы словно излучают таинственный свет. Для этого на своих досках Снегирев использует технологию иконописи, видоизменив ее: на масляные белила накладывал слои лессировок яичной темперой с добавлением масла и лака. Такая «многослойность», когда один слой просвечивает сквозь другой, а также фактурность живописи создают ощущение пульсирующего времени и пространства.

Снегирев создает и многочисленные графические работы: акварели, темперы, написанные на основе натурных этюдов. Это простые пейзажные мотивы: холмистые степи с узкими лентами дорог и рек, старые мавзолеи, одиноко и неприступно стоящие, казалось бы, на самом краю земли. Здесь отчетливо ощутимо течение времени, поистине одухотворенное пространство и словно звенящая тишина. Людей в в его его пейзажных композициях практически нет. Даже улицы кишлаков с традиционными глинобитными дувалами – пустынны. Порой оживляющие пейзаж одинокая женская фигурка или силуэт путника, едущего на ослике, не нарушают общей картины пронзительного безмолвия.

Динамическое равновесие отличает выразительную черно-белую графику Снегирева: рисунки, сделанные при помощи туши, пера и кисти или в технике черной акварели. Контурно, тонким пером наметив дома и деревья, овраги и холмы, художник штриховкой или пятнами туши намечает светотеневую моделировку предметов. В других композициях взрывные быстрые линии буквально бороздят весь лист, заряжая изображение жизненной энергией. Сделанные уверенной твердой рукой, они изобилуют разнообразием линий, пятен, точек, штрихов – свободных и удивительно точно положенных.

В 1991 году Снегирев покинул Узбекистан и обосновался в Тверской области, где и живет по сей день. Как в далекие годы учебы в Москве, так и сейчас Снегирев тяжело переживает расставание с краем, ставшим ему второй родиной. Это находит отражение в его живописных работах и, конечно же, в графике. Глубокой грустью насыщены акварели российского периода: осенние пейзажи с маковками церквей, домики, утопающие в глубоких снегах.

Снегирев часто вспоминает Узбекистан, долгие годы служивший для него источником вдохновения.

Летом 2010 года Лев Снегирев совершает долгожданное путешествие в Узбекистан, в родные места. За 20 лет здесь произошли большие перемены: постепенно исчезает особый местный колорит, в котором черпали вдохновение художники, творившие в этих краях. Снегирев работает на пленэре, создает зарисовки, пытаясь разыскать то немногое, что осталось: хаузы, старые дувалы, полуразрушенные мечети и заброшенные святые места. Его новые работы – это прощание с удивительным миром, безвозвратно уходящим в прошлое…

В 2011 году Лев Снегирев отметит свое 80-летие.

Выставка работ художника, создаваемых на протяжении многих лет, несомненно, является отражением целой эпохи, преломленным сквозь призму сознания талантливого и самобытного мастера.

Выставка проходит при поддержке Фонда Марджани

и открыта для посетителей с 5 марта по 18 апреля.