"Искусство жить. Интерьер бюргерского дома в Голландии эпохи расцвета"

Ковер из коллекции Фонда Марджани на выставке

"Искусство жить. Интерьер бюргерского дома в Голландии эпохи расцвета"

В Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина открывается выставка «Искусство жить. Интерьер бюргерского дома в Голландии эпохи расцвета», объединяющая в одном выставочном пространстве живопись и предметы декоративно-прикладного искусства. В состав выставки вошли произведения из коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина и других музейных и частных собраний России, а также картины из Музея изящных искусств Будапешта и Музея Дордрехта.

Представленный на выставке ковер из коллекции Фонда Марджани (Османская империя, Ушак. Начало XVII в.) принадлежит одной из групп анатолийских турецких ковров, которые в XVI - XVII вв. завоевали признание среди западных покупателей и в больших количествах появлялись в церквях и частных домах Европы. Такие ковры неоднократно воспроизводились в работах европейских живописцев. Ныне они носят название лотто по имени итальянского художника Лоренцо Лотто (ок. 1480-1556), часто изображавшего эти ковры на своих полотнах. Однако самая ранняя известная картина, запечатлевшая такой ковер, принадлежит кисти Себастьяно дель Пьомбо и датирована 1516 г. Узор лотто активно использовался вплоть до XVIII в. считается, что появление подобных ковров могло быть ответом на запрос европейских заказчиков. Высказывались разные точки зрения по поводу места их производства, но большинство современных исследователей сходятся во мнении, что они создавались в Северо-Западной Анатолии, в районе г. Ушак. [Каталог "Классическое искусство исламского мира IX-XIX вв. Девяносто девять имен Всевышнего". М. 2013. С. 366-367]

В экспозиции представлены одиннадцать картин известных мастеров, работавших в разных художественных центрах Голландии и писавших сцены повседневной жизни в интерьерах. Среди них работы Питера де Хоха «Материнские заботы» (около 1673), Габриэла Метсю «Девушка за вышиванием» (около 1661–1664), Франса ван Мириса Старшего «Утро молодой дамы» (около 1660), Корнелиса де Мана «Игроки в шахматы» (около 1670), Николаса Маса «Подслушивающая» (1657), Питера Янсенса Элинги «Комната в голландском доме» (конец 1660-х – начало 1670-х).
Одно из главенствующих мест в системе ценностей жителей Нидерландов занимала семья. Дом был важен как для отдельного гражданина, так и для всего государства. Существовало убеждение, что благосостояние городских домов напрямую свидетельствует о благосостоянии страны. Выдающиеся живописцы смогли передать в своих картинах ту особую царившую в домах атмосферу, погружаясь в которую зритель может ощутить подлинность застывшего мгновения из прошлого, кажущегося удивительно знакомым. В их произведениях интерьеры оказываются важной составляющей сюжета. Несмотря на внешнее композиционное сходство, каждая картина демонстрирует яркую художественную индивидуальность своего создателя.
Подробно рассказывая об интерьерах домов голландских бюргеров, экспозиция выставки позволяет зрителю проследить визуальный диалог художественных произведений, относящихся к разным видам искусства, и оказаться в уютной атмосфере частной жизни в Голландии эпохи расцвета.
Кураторы выставки: 
Полина Могилина, Ирина Скопцова 
Выставка открыта для посетителей до 10 января 2017 года
http://www.arts-museum.ru/events/archive/2016/burger/