Новый журнал Islamology

Журнал Islamology - новый проект академического периодического издания научной команды Фонда Марджани, продолжающий идею и миссию выходившего в 2007-2013 гг. нашего журнала Pax Islamica — Мир ислама. Новый журнал будет выходить в несколько ином формате, он будет более динамичным и в большей степени открытым для актуальных социологических и политологических тем, дискуссий и подходов, не потеряв при этом фундаментальности, заложенной предыдущей командой. Изучение ислама и мусульман становится с каждым годом все актуальнее, а академическое знание — все ценнее. Происходящее на Ближнем Востоке, открытия новых источников, увеличение миграции из мусульманских стран и многое другое стимулируют изучение ислама и делают исламоведение жизненно необходимым. Именно этому и посвящен наш журнал. Исламоведение мы понимаем широко — все, что касается ислама и мусульманских обществ. С другой стороны, в журнале вряд ли можно будет встретить статьи и сообщения, которые не касаются исламской специфики и посвящены, например, конкретному виду спорта в какой-либо мусульманской стране. В то же время если кто-то исследует влияние “мусульманской этики” на “спортивный дух” общества данной страны, мы будем это только приветствовать. Нам интересно, как повлиял ислам на людей и наоборот. Особого внимания, на наш взгляд, заслуживают последние 200-250 лет мировой истории. Модернизация, колонизация, урбанизация, секуляризация мусульманских обществ и попытки построить национальные государства привели к сильной девальвации ислама как общественно-политического фактора. В ответ на глобальные вызовы мусульмане попытались создать “халяльные” идеологии, которые также не оправдались. Крах политического ислама, о котором, в частности, писали Оливье Руа и Жиль Кепель, подтверждает этот факт. Однако ислам никуда не исчез и влияет на жизнь множества людей. Если говорить мусульманскими терминами, мы наблюдаем сейчас, возможно, две основные тенденции — это размывание и переопределение понятий, связанных с “дар аль-ислам” (кстати, именно к этому понятию уходят корни названия Pax Islamica), и очередную трансформацию “дин”, превращение этого феномена в “религию”.

Как это происходит? Как ислам и мусульмане изменились? Каковы границы между секулярным и “божественным” в исламе? Что из себя представляют классические тексты, на которые опирается исламская традиция и как по-новому их интерпретируют мусульмане? Как интерпретировали ислам выдающиеся востоковеды прошлого? Каковы исторические предпосылки и значимые события, повлиявшие на ход истории на мусульманском Востоке? Как ислам используется политиками для легитимации собственной власти? Какова социология ислама и есть ли она вообще? Насколько мусульмане влияют на миграционные потоки в мире, а ислам — на самих мигрантов? Являются ли мусульмане Другим Запада? Стала ли демократия “дар аль-исламом”? Каким образом “мусульманский вопрос” повлияет на будущее мира? Насколько ислам и политика неразделимы? Какие новые течения и движения возникают среди мусульман и почему это происходит? Как живут обычные мусульмане и отличается ли мусульманская антропология от антропологии вообще?

Мы попробуем собрать на страницах нашего журнала публикации тех специалистов, которые могут дать ответы на эти и другие вопросы или хотя бы сформулировать их так, чтобы стало видно направление, в котором ответы искать.

Приглашаем всех специалистов присылать нам свои академические статьи по обозначенным выше темам. Номера журнала Islamology предполагается делать тематическими, однако тема номера будет занимать только часть журнала, хорошие статьи будут публиковаться вне зависимости от этого.

Первый номер за 2017 год мы намерены посвятить социологии и политологии мусульманских обществ. Какие методы западной науки применимы для изучения мусульманских стран и обществ? Чем отличается социология ислама от общей социологии? В каких терминах могут быть выражены политические течения в мире ислама? Почему не утихают споры вокруг “фундаментализма”, “салафизма”, “реформаторства в исламе”, “джадидизма”, “исламизма”? Какова роль традиций — старых и вновь изобретаемых? Какие новые подходы могут быть применимы к исследованиям отдельных обществ и личностей? Что они из себя представляют сегодня?

Во втором номере будет сделан акцент на источниках и истории.

Статьи в первый номер принимаются до 30 марта, во второй — до 30 августа 2017 года. Кроме научных статей мы также будем публиковать другие материалы, которые могут быть интересны исламоведам, — интервью, выдержки из книг, источники, переводы, новости. Все без исключения научные статьи будут проходить двойное “слепое рецензирование”. Язык журнала — русский и английский, можно присылать статьи на обоих языках.

Журнал будет индексироваться в РИНЦ, кроме того, мы будем стремиться к его индексации в западных системах цитирования. К каждой статье на русском языке мы будем просить авторов предоставить подробную аннотацию на английском для того, чтобы иностранные специалисты имели возможность ознакомиться с основными научными положениями публикации. Все статьи журнала будут выкладываться в сети Интернет и публиковаться на научно-популярном сайте Исламовед.ру.

От имени редколлегии,

Ильшат Саетов, Игорь Алексеев