Выставка "Рожденные ветром Апшерона. Азербайджанские художники 1960–1980-х годов"

Фонд Гейдара Алиева

Фонд Марджани

Музей современного искусства ЭРАРТА (Санкт-Петербург)

представляют выставку

Рожденные ветром Апшерона.

Азербайджанские художники 1960–1980-х годов

25.05.2017 — 27.08.2017

6+

Выставка «Рожденные ветром Апшерона. Азербайджанские художники 1960–1980-х годов» в музее Эрарта является продолжением проекта, организованного Фондом Гейдара Алиева (Баку) и Фондом Марджани.

Первая выставка под названием «Созвездие Апшерона. Азербайджанские художники 1960–1980-х годов» была с успехом проведена в 2016 году в залах Государственной Третьяковской галереи на Крымском валу. В музее современного искусства «Эрарта» будут показаны живописные произведения семи художников: Ашрафа Мурада, Джавада Мирджавадова, Камала Ахмеда, Расима Бабаева, Тофика Джавадова, Тогрула Нариманбекова, Геюра Юнуса, а также графика и скульптура Фазиля Наджафова.

Апшеронский полуостров находится на западном побережье Каспийского моря. Это геологическое продолжение Большого Кавказского хребта. Здесь господствует насыщенный солнечным теплом ветер, он разносит повсюду терпкий аромат моря и нефти. Множество стихий соединилось на Апшероне в единое целое, даруя этому уголку земли и его жителям мощную витальность и яркий темперамент. Апшеронская земля породила немало талантливых и самобытных художников. Произведения наиболее ярких мастеров, работавших в 1960–1980-е годы, отражают основные тенденции времени и представляют разные грани азербайджанской национальной художественной школы.

В 1960-1980-х годах формируется и активно развивается сообщество художников, получившее название «апшеронская школа». Творчество представителей сообщества –  Джавада Мирджавадова, Расима Бабаева, Тофика Джавадова, Ашрафа Мурада, Камала Ахмеда, Фазиля Наджафова не вписывалось в официальные рамки, однако их творчество выдержало испытание временем и сейчас представляется ярким воплощением азербайджанского искусства того периода.

В 1960–1980-е годы творческий подъем происходит в творчестве живописца Тогрула Нариманбекова, в то же время постепенно обретает свой почерк художник Геюр Юнусов.

Творчество азербайджанских мастеров 1960–1980-х годов – явление уникальное по цельности и одновременно мультикультурное в своих истоках. Каждый из них индивидуально воспринимал и перерабатывал национальные традиции – фольклорные и мифологические сюжеты, искусство миниатюры, орнаменты ковров. В то же время в работах художников можно найти отголоски мексиканского искусства, африканской пластики, художественные традиции доколумбовой Америки, Индии, Центральной Азии, искусства ХХ века Европы и Америки. Несмотря на столь широкую географию интересов произведения апшеронских художников узнаваемы и вписаны в национальный контекст благодаря излюбленной системе образов, ярким метафорам, колористической гамме, пластике и многим другим особенностям, которые характеризуют целое направление в искусстве. 

Выставка организована Фондом Гейдара Алиева и Фондом Марджани, при поддержке Посольства Азербайджанской Республики в Российской Федерации

Участники выставки

Камал Ахмедов

Композиция. 1988

Оргалит, масло. 150х200

Азербайджанский национальный музей искусств. Баку

В работах Камала Ахмедова преобладает напряженный драматический колорит, построенный на ярких контрастах с погружением в затягивающую глубину черного фона. Темы его творчества – страх одиночества и несовершенство жизни. Образы полотен Ахмедова, как правило, символичны, нередко животные – волки, собаки–воплощают агрессивное начало, а простая керосиновая лампа символизирует силу света и добра, побеждающих беспросветную мглу и одиночество.

Расим Бабаев

Мирза. 1974

Фанера, картон, масло. 98,5х200

Фонд Марджани

Свойственные Расиму Бабаеву мягкая ирония и усмешка по отношению к героям его полотен в «Мирзе»превращаются в жесткий гротеск и едкую сатиру. Старик – неопрятный, трусливый, с лицом, как у дива, – движимый бессмысленной злобой, дразнит собаку.Этот образ не кажется бытовым, он наводит на тяжелые мысли о глупой бессмысленности многого, что совершается в мире…

Тофик Джавадов

Нефтяники. 1956

Холст, масло. 250х300

Музей современного искусства. Баку

«Нефтяники» – одно из самых известных и драматичных произведений Тофика Джавадова.Контрапункт мощных, почти скульптурных изображений нефтяников и цветовой стихии, которую с трудом удерживает каркас композиции, выражает эмоциональное состояние героев. Мужчины молчаливы и сосредоточенны, в глазах иных видна безысходность. Но эти люди, которых увозит с вахты грузовик, способны противостоять ветру и морской стихии, которой человек бросил вызов.

Джавад Мирджавадов

Свадьба. 1980-е

Холст, масло. 156х264

Галерея «Нар», Баку

Фантастические образы Мирджавада– это метафорическое воплощение реальности, знакомой художнику с детства. Свадьба – шумная многолюдная праздничная процессия –в восприятии художника насыщается гипертрофированными эмоциямии даже агрессией. Женщины в золотых украшениях, непременно сопровождающая праздник стрельба из ружей, ослик с огромным тюком приданого невесты на спине – все эти образы, заполняющие собой пространство холста,  являются частью многовековой традиции, в которой все роли давно распределены, а человеческие типы столетиями сохраняют неизменность.

Ашраф Мурад. Голосование. 1971

Холст, масло. 133х153

Музей современного искусства. Баку

Ашраф Мурад в «Голосовании» создал выразительный образ жестокой и бездушной тирании. Вооруженный солдат неусыпно наблюдает за каждым движением граждан на избирательном участке. Фронтальная лишенная перспективы композиция приобретает объемность и пространственную глубину благодаря плотному цвету, гипнотически затягивающему в иную реальность. Персонажи уподобляются фантомам, живущим в жуткой отталкивающей среде. «Магический реализм» Ашрафа напоминает «Процесс» Ф.Кафки, в котором человеку не удается выбраться из лабиринта абсурдных и беспощадных проявлений системы.

Тогрул Нариманбеков. Натюрморт. 1980-е.

Холст, масло. 243х243.

Музей современного искусства. Баку

Обратившись в начале 1960-х годов к изобразительному фольклору, Тогрул Нариманбеков открыл для себя не только новые выразительные средства –  яркий праздничный цвет, осязаемую фактурность полотен, передающую все многообразие предметного мира, подчеркнутую простоту и выразительность объемов. Особенности традиционного азербайджанского искусства соединились со свойственными художнику прихотливым воображением и эмоциональным напором, наполняющим его картины неиссякаемой жизнеутверждающей силой.

Геюр Юнусов

Бакинцы.1989

Холст, масло 110х100

Фонд Марджани

В композиции «Бакинцы» надписи арабскими буквами в двух клеймах в верхнем ярусе картины (справа «Баку», слева «Азербайджан») соседствуют с изображением рыбы в центре, которая воплощает одновременно образ Каспия и христианский символ Спасителя. Электрическая лампочка и разноцветные провода символизируют современный мир. Цветок – это мак и в то же время волшебный «каменный цветок».Его бутоны формой и цветом напоминают лампы. Художник словно предостерегает: «лампочка Ильича» и опиумный мак приносят одинаково опасные иллюзии, ведь мечтам бакинцев 1920-х годов, их вере в лучшее будущее не дано осуществиться.

Фазиль Наджафов

Утро. 1982

Известняк. 190х84х93

Собственность автора

В небольшом дворе бакинской мастерской Фазиля Наджафова стоят каменные скульптуры. Они особенно хорошо чувствуют себя на открытом воздухе. Работы Фазиля монолитны и цельны, напоминая глыбы, над которыми веками работали ветер и песок. Одна из них, «Утро» – двухметровая обнаженная женская фигура, – оживает в лучах восходящего солнца, как мудрое, непостижимое, вневременное порождение природы. На ее лице, в больших выпуклых глазах без зрачков не отражается суета мира.