Выставка Total Red: Design

22 марта 2018 года в тель-авивском Доме художника имени Йосефа Зарицкого открылась выставка, посвященная влиянию идеологии на советскую повседневность. В нее вошли экспонаты из музейных и частных коллекций, а также объекты, найденные в рамках кураторского исследования о влиянии привнесенной бытовой культуры на культуру места: вещей, привезенных большой волной эмиграции из СССР конца 1980-х годов, на государство Израиль. Выставка бесплатная для посетителей, она продлится до 21 апреля.

Кураторы экспозиции: Соня Олитская, Надя Бакурадзе и Дана Ариели. Проект осуществлен при поддержке некоммерческой организации "Фишка", Комплекса Даляль, Фонда Генезис и Фонда "Российский еврейский конгресс".

Спустя 100 лет после большевистской революции выставка исследует предметы повседневной жизни граждан СССР. История советского дизайна представлена через призму нескольких тем: семья и детство, жилье и еда, общественные ритуалы и досуг.

Красный цвет октября 1917 года и его символика породили новый язык дизайна, который по сей день связан с коммунистической идеологией. Кумач знамен и транспарантов – главный советский цвет – маркировал в бытовом окружении самые важные объекты, требующие повышенного внимания. В СССР этот цвет требовал от человека фанатичной преданности, красный отличал своих от чужих, красный предрекал светлое коммунистическое будущее, постепенно превращаясь в декорацию для отправления общественных ритуалов.

Хотя слово “дизайн” оставалось под запретом в официальном дискурсе вплоть до 1987 года, но именно художественное конструирование было союзником коммунистической идеологии с первых лет существования советского проекта. Дизайн совершенствовал визуальный облик коммунистической парадигмы и продвигал государственную политику, ценой которой стали миллионы загубленных людей. Важность дизайна становится особенно ясной в свете эффективности существования всего “красного” мира, изначально созданного в воображении дизайнеров, а затем, в течение многих десятилетий, претворявшегося из мечты в реальность.

Советская повседневность и предметы, ее наполнявшие, представляют собой колоссальную тему для изучения, далеко выходящую за рамки данной экспозиции. Тем не менее, это еще одна попытка разобраться в колоссальном влиянии идеологии на бытовую среду человека. Для многих, кто родился и жил в СССР, экспонаты выставки не являются чем-то сверхъестественным, при этом для стороннего наблюдателя они выглядят диковинным наследием истории XX века. Но и теми, и другими часто упускается из виду, что все они подлежат рассмотрению только в совокупности нескольких факторов одновременно: дизайна, экономики, идеологии и политики. И если взглянуть на “советский дизайн” критически, с высоты нашего времени, то стоит надеяться, что XXI век принесет дизайнерам независимость от разрушительных идеологических стратегий и поставит перед ними проблемы совершенно иного рода.

Отдельный раздел выставки представляет реплики современных израильских дизайнеров и художников. Используя символику большевистской революции, они стремятся доказать жизнеспособность советского мифа и дизайна, которые очевидно повлияли на Израиль еще до создания государства.

Благодарим за предоставленные экспонаты: Фонд Марджани, Ивановский историко-краеведческий музей им.Бурылина, Московский музей дизайна, Музей упаковки и многих других.