Государственный музей А. С. Пушкина и галерея «Ковчег»
представляют выставочный проект, подготовленный при участии московских и региональных музеев, а также частных коллекционеров и художников
Выставка
«ВРЕМЯ БЕРЕЗ»
Время проведения выставки:
С 5 сентября по 25 ноября 2018 г.
представляют выставочный проект, подготовленный при участии московских и региональных музеев, а также частных коллекционеров и художников
Выставка
«ВРЕМЯ БЕРЕЗ»
Время проведения выставки:
С 5 сентября по 25 ноября 2018 г.
Береза сообщает мне свои переживанья,
Учит управлению веток,
Как шевелить корнями после бури
И как расти из самого себя.
Н. Заболоцкий
Государственный музей А. С. Пушкина и галерея «Ковчег» в формате выставочных проектов продолжают исследовать с культурологической точки зрения повседневно-привычные явления нашей жизни – события, объекты, предметы. Лейтмотивом нового совместного исследования стали… БЕРЁЗЫ.
![Борис Свешников. Дом над оврагом. Конец 1950-х Ц начало 1960-х. Картон, масло. Фонд поддержки и развития научных и культурных программ имени Ш. Марджани Борис Свешников. Дом над оврагом. Конец 1950-х Ц начало 1960-х. Картон, масло. Фонд поддержки и развития научных и культурных программ имени Ш. Марджани](http://www.pushkinmuseum.ru/sites/default/files/pictures/exhibition/vystavka-vremya-berez/borissveshnikov.domnadovragom.konec1950-hcnachalo1960-h.kartonmaslo.fondpodderzhkiirazvitiyanauchnyhikulturnyhprogrammimenish.mardzhani.jpg)
«Кожей России» назвал березовую кору XI – XV веков художник Леонид Соков. Образ этих деревьев сегодня неотделим от образа родины. Содержащийся в коре белый органический пигмент сделал это дерево – имеющее, кстати, около сотни видов: от берёзы пушистой (Betula pubescens) до маньчжурской (Betula mandshurica) – чрезвычайно узнаваемым.
Широкое распространение березы на территории России привело к ее повсеместному утилитарному использованию. Издревле из березы делали корзины, к ороба и солоницы для
круп и муки, плели лапти. В березовых туесах сберегали ягоду и мед. Берёза давала лучшие дрова;березовая лучина применялась в старину для освещения крестьянских изб, поскольку сгорает почти без копоти; березовые веники и сегодня заготавливают не только для русской бани, но и как зимний корм для домашнего скота… Традиционно и широко применялась береза в народной медицине.
И сегодня жители России по весне собирают целебный березовый сок. Настои из почек и листьев березы и применяют в медицине как б бактерицидное и жаропонижающее средство, а масляную вытяжку из берёзовых почек в дерматологии. Они вошли в обиход на Руси задолго до повсеместного распространения бумаги, в XI веке. Сегодня берестяные грамоты – одни из древнейших памятников славянской культуры. Причем, найденные в археологических раскопках образцы XI-XV веков они
прекрасно сохранились до наших дней, что свидетельствует о чрезвычайной прочности и долговечности берестяной коры. Возможно, с появления этих грамот и начался «отсчет дней» березы как национального символа...
![Владимир Юкин. Буйный ветер. 1975. Холст, масло. Государственный музейно-выставочный центр лРОСИЗО¬ Владимир Юкин. Буйный ветер. 1975. Холст, масло. Государственный музейно-выставочный центр лРОСИЗО¬](http://www.pushkinmuseum.ru/sites/default/files/pictures/exhibition/vystavka-vremya-berez/vladimiryukin.buynyyveter.1975.holstmaslo.gosudarstvennyymuzeyno-vystavochnyycentrlrosizo.jpg)
прекрасно сохранились до наших дней, что свидетельствует о чрезвычайной прочности и долговечности берестяной коры. Возможно, с появления этих грамот и начался «отсчет дней» березы как национального символа...
Береза – вечная составляющая российского фольклора, сказок и народных примет. На праздник Троицы молодыми березовыми ветками украшались крестьянские избы. В изданной в России в 1905 году книге «Народная сельскохозяйственная мудрость в пословицах, поговорках и приметах» приведено киргизское поверье: «Где меж елей вырастет берёза, туда непременно придут русские». Некогда с берёзы начался Невский проспект в Петербурге: на месте Адмиралтейского сада было посажено четыре ряда берёз, и это положило начало городской магистрали.
Большой «березовый» след прослеживается в русском станковом и прикладном искусстве. «Мебель карельской березы» широко известна за пределами России. Из этого же материала в 1917-м было изготовлено одно из знаменитых пасхальных яиц Фаберже – «Березовое».
![Александр Грицай. Повеяло весной. 1982. Холст, масло. Государственный музейно-выставочный центр лРОСИЗО¬ Александр Грицай. Повеяло весной. 1982. Холст, масло. Государственный музейно-выставочный центр лРОСИЗО¬](http://www.pushkinmuseum.ru/sites/default/files/pictures/exhibition/vystavka-vremya-berez/aleksandrgricay.poveyalovesnoy.1982.holstmaslo.gosudarstvennyymuzeyno-vystavochnyycentrlrosizo.jpg)
Многие годы образ березы, как образ родины, непререкаемо монополизировался как сугубо российский, а потом и советский. Отсюда некоторая комичность «березовых» сюжетов в изобразительном искусстве поздне-советского времени: кто только не «позировал» официозным художникам на фоне березовой рощи, от Сергея Есенина и Юрия Гагарина до Фиделя Кастро и других гостей из «стран народной демократии». Новый разбег березовая тема получила в постсоветском искусстве.
![Григорий Громов. Березовая роща. Впечатление. 1957. Собрание галереи лКовчег¬ Григорий Громов. Березовая роща. Впечатление. 1957. Собрание галереи лКовчег¬](http://www.pushkinmuseum.ru/sites/default/files/pictures/exhibition/vystavka-vremya-berez/grigoriygromov.berezovayaroshcha.vpechatlenie.1957.sobraniegalereilkovcheg.jpg)
Разумеется, устроители нынешней выставки не смогут исчерпать всех аспектов заявленной темы – однако же, рассматривают свой проект как одну из первых попыток приближения к пониманию «березового феномена».
Выставочные залы 1-го этажа
Государственного музея А. С. Пушкина:
ул. Арбат, 55/32, вход со стороны Денежного переулка (Ст.м. «Смоленская»).
Время проведения выставки:
С 5 сентября по 25 ноября 2018 г.
Выставка открыта ежедневно, кроме понедельника и последней пятницы месяца с 10.00 до18.00 (касса и вход до 17.30), по четвергам – с 12.00 до 21.00.